• Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Новости
  • Изменение философии восприятия коррупции - это задание не только для чиновников !

Изменение философии восприятия коррупции - это задание не только для чиновников !

2013-01-10

/Files/images/stop_korruptioni.jpg

Рецепт открытости с сопровождением

Или как новый стандарт прозрачности государственных закупок решит основные проблемы муниципалитетов.
Универсальные, опробованные рецепты по противодействию коррупции можно применять тогда, когда та или иная страна достигает соответствующих стандартов качества, в частности в сфере государственного управления, правосудии, правоохранительной системе и т.д.
Крайне важным в этом процессе является зрелость гражданского общества, его способность требовать от власти эффективной политики снижения уровня коррупции и умение контролировать ее внедрение на всех уровнях. Поэтому изменение философии и ментальности восприятие этого позорного явления обществом, является одной из важнейших задач для организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере. Мы рады, что рецепты преодоления коррупции от "Философии Сердца", которые закреплены в Винницкой региональной антикоррупционной программе совпадают с рецептами от наших партнеров из "Transparency International Украина". Мы с удовольствием размещаем
для наших читателей и поклонников статью ее руководителя, Алексея Хмары, о прозрачности государственных закупок. "Принять умом"! "Почувствовать сердцем"!

Действительно ли украинское тендерное законодательство настолько плохо?С последними изменениями, которые произошли летом 2012 года, закон о государственных закупках с точки зрения вопросов открытости считался одним из лучших на постсоветском пространстве. Огромный объем информации был публичным: с момента объявления закупки и до момента заключения соглашения с победителем все данные можно найти на вебпортале государственных закупок. Все заказчики - органы власти были обязаны размещать на этом портале полный объем данных о запланированной или проведенной закупке. Однако после того как были внесены изменения в профильный тендерный закон треть всех закупок фактически перешла в тень.Тенденция к постепенному сужению объема открытых данных растет. На это направлен целый набор законодательных инициатив, регулярно регистрируется от провластных депутатов. Причины понятны - рост сознания и осведомленности общественных активистов, профессионализма журналистов. Благодаря открытости таких данных они промониторили и заблокировали большое количество мошеннических закупок, завышенных цен и невыполненных работ.Поэтому уменьшение открытости вызывает беспокойство. Однако, по мнению "Transparency International Украина", объема сегодняшнего законодательства и желания местных властей вполне достаточно для осуществления прозрачных и подотчетных закупок на местах. Ведь закон не запрещает, а фактически позволяет органам местного самоуправления размещать данные о закупках у себя на локальных властных порталах. Для местных общин, которые действительно стремятся эффективно планировать и тратить свои бюджеты, в тандеме «власть-граждане» решать куда и как направлять собственные средства - экспертами Transparency International Украина разработан информационный стандарт открытости государственных закупок на уровне муниципалитетов Украины.

Как поможет стандарт открытости закупок?При разработке информационного стандарта открытости государственных закупок были учтены лучшие практики стран Европейского Союза, в частности, Чешской Республики, а также опыт и предложения членов общественного партнерства Украины «За добропорядочные государственные закупки». Суть стандарта проста - весь процесс осуществления закупок за средства местного бюджета разбивается на четыре крупных этапа и обнародуется в целом.Планирование. Органы местной власти заранее планируют необходимые закупки и свои расходы на них. О своих планах они информируют общественность путем публикации информации в Интернете. Эта норма фактически уже существует в законодательстве, но выполняется не всегда.Проведение торгов. В соответствии со стандартом открытости, весь набор данных, который сегодня находится на едином портале, должна быть доступна непосредственно на сайтах органов местного самоуправления. Торги именно для того и устроены, чтобы конкуренция способствовала качественным закупкам за малейшие средства, и именно у местных поставщиков. Местные производители - это экономия на логистике и поддержка экономики территориальной общины. Внедрение информационного стандарта открытости облегчит местным поставщикам поиск информации о необходимой закупке, ведь сегодня им приходится искать эту информацию на государственном портале среди огромного массива данных. Какую именно информацию обнародовать, определяет 10 статья профильного тендерного закона. Продолжается этот этап до момента обнародования контрактов с победителем.Выполнение контракта с победителем тендера. На самом деле, это самая большая проблема открытости закупок по-украински. Информации о том, где, когда, как и в каком объеме выполняются заказанные работы практически нигде нет. Поэтому недовыполнение работ исполнителями тендеров, нарушения технологии, снижение качества материалов - одна из самых распространенных проблем. В лучшем случае этой информацией владеют депутаты местных советов, чиновники местных администраций и контролирующие органы. Общественность фактически лишена возможности чтобы понять, почему, например, целесообразно класть дороги посреди зимы, как сейчас это случилось в Константиновке Донецкой области.Аудит эффективности осуществленных закупок. Граждане имеют право знать каковы результаты выполненных работ или осуществленных закупок. Поэтому данные о фактическом получения результата, отчеты об использовании средств должны быть общедоступными.

Как это работает технически?По стандарту информационной открытости на сайте местной власти должен появиться специальный раздел вроде: «Наши закупки». В нем должна регулярно обновляться информация по всем четырем компонентам осуществления закупок. Появляться эта информация будет быстро и оперативно. Как только решение принято, сразу копия данных направляется администратору для быстрого размещения. Дополнительно этот раздел будет предусматривать инструменты обратной связи с общественностью, чтобы люди имели возможность задать вопросы и дать предложения, комментарии человеку, ответственного за государственные закупки.

Для чего это власти?Главный вопрос, который, как правило, возникает первым. Следует не забывать, что власть на местах выбирают, по крайней мере пока. Это значит, что работает модель, когда граждане выдвигают и поддерживают лучших из своей среды, - как минимум тех, кому доверяют. Понятно, что доверяют больше тем, о ком знают и кого считают подотчетным. Поэтому стандарт открытости способствует именно росту доверия к местной власти. Как правило, местные власти сегодня лишена ресурсов из Киева, однако, выполнять все обещания и удовлетворять потребности необходимо. А значит, придется искать и привлекать внешние (в том числе и международные) ресурсы. Международные организации привыкли работать с прогнозируемым партнером, о котором легко найти информацию, включая его систему расходов. Поэтому перевод местных финансов в публичный формат значительно увеличивает шансы получить международный кредит.Также не следует забывать, что легче контролировать те ресурсы, которые учитываются. Публичный учет местных ресурсов позволит поддерживать порядок в бумагах и финансах всей властной вертикали.

Почему это выгодно гражданам?Прежде всего, это возможность влиять на качество услуг. Ведь когда ты видишь, кто и за какую цену поставляет услуги, ты понимаешь откуда взялась испорченная продукция или завышенная стоимость. Вторая причина - это возможность находиться в прямом контакте с местными властями, контролировать ее без необходимости заходить в правительственное здание. И третья безусловная польза для общества - это возможность влиять на приоритеты. Например, если средств на все не хватает, то еще на стадии планирования можно определить: ремонтировать мэрию или пустить деньги на достройку водопровода.
На самом деле, от прозрачности процесса закупок выиграют все. Для этого не нужно вносить изменения в закон, для этого необходимо лишь реальное желание конкретных местных общин. Вся инструкция поэтапно описана в информационном стандарте. А первый район или город, которые согласятся воплотить эту идею в жизнь, как минимум год будут консультировать лучшие украинские и европейские эксперты по вопросам государственных закупок. Они обещают на практике продемонстрировать все нюансы внедрения этого стандарта.

Кол-во просмотров: 322

Комментарии